История ВТЖТ - филиала РГУПС

    1948 год... Тяжёлое послевоенное время для всей страны, а для Сталинграда особенно. Полностью разрушенный город приходилось восстанавливать, поднимать из руин всем Советским Союзом.

   Разрушены были не только жилые дома, заводы и фабрики, но и все коммуникации, железнодорожные магистрали, туннели, вагонный и локомотивный парки, мосты и т.д.

    Требовались квалифицированные специалисты везде, в том числе и на железной дороге. 15 августа 1948 года Распоряжением Совета министров СССР за №11567р было разрешено Министерству путей сообщения открыть с 1-го сентября 1948 года в г. Сталинграде техникум железнодорожного транспорта с ежегодным приёмом в 120 человек. Техникуму было передано восстановленное здание бывшей технической школы по ул. Клубной, 39 площадью 1270 кв.м.

    а под общежитие - здание бывшего детского сада по ул. Вокзальная, 35,(фото) где было оборудовано 50 койко-мест. Первым директором техникума стала инженер-капитан тяги Вележинская Янина Иосифовна.

   Выбор её кандидатуры был не случайным. После окончания Жмеринской рабочей профтехшколы в 1928 году, она работала в главных паровозных мастерских ст. Бобринская юго-западной железной дороги. Работала слесарем по ремонту паровозов, затем помощником машиниста паровоза. В 1931 году поступила в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Уже учась в институте, получила право управления паровозом. В 1936 году окончила институт с отличием и была оставлена аспирантом при кафедре паровозного хозяйства. После окончания аспирантуры получила направление в качестве преподавателя по паровозу в Лодейнопольский паровозный техникум. Во время войны была эвакуирована, а после, в 1945 году приезжает в Сталинград и несколько лет работает старшим инженером паровозного депо на Сталинградской железной дороге. 10 сентября 1948 года была представлена на должность начальника вновь открывшегося Сталинградского техникума железной дороги. Перед ней стояла нелёгкая задача - в короткий срок создать учебно-материальную базу, решить проблемы с кадрами. Не было необходимых учебников, пособий, оборудования, было огромное желание работать, создавать, творить... Первые преподаватели самостоятельно оборудовали необходимые для учебного процесса кабинеты и лаборатории. Открыты два отделения - Паровозное хозяйство и Движение и грузовая работа, скомплектованы первые четыре группы и уже с первого сентября 1948 года в техникуме начались учебные занятия. При ней же и под её руководством в 1959 году было открыто ещё одно отделение - Строительство и эксплуатация путевого хозяйства железных дорог. Вележинская Я.И. руководила техникумом до 1960 года. За годы своей трудовой деятельности она неоднократно была награждена. В списках её наград: Медаль "За трудовое отличие" Знак "Почётный железнодорожник" Знак "Ударник Сталинградского призыва" Медаль "За трудовую деятельность в Великой Отечественной войне" С июня 1960 года директором техникума становится Добржанская Клара Станиславовна.

   Родилась она в Севастополе, в 1928 году. Училась в авиационном институте, во время войны работала на авиационном заводе. В 1944 году перевелась в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет "Паровозное хозяйство". После окончания учёбы была направлена на Сталинградскую железную дорогу. Отработав годы на производстве, она переводится в Сталинградский железнодорожный техникум, преподавателем спецдисциплин. С 1960 по 1285 год возглавляет техникум, который становится её вторым домом. Очень много сил и труда вложила Добржанская К.С. в родной техникум. Наряду с реорганизацией специальностей укрепляется и совершенствуется материально-техническая база. В 1966 году открыто отделение "Электротяговое хозяйство". Нужны новые кабинеты, лаборатории, нужен новый корпус. В 1967 году построено примыкающее к существующему корпусу здание общей площадью 1690 кв.м., оборудованы новые кабинеты. В 1971 году построено общежитие на 261 место общей площадью 1941 кв.м. Старое общежитие реконструировано под учебно-лабораторный корпус, где оборудованы лаборатории: конструкции и ремонта электроподвижного состава, электротехники, электрических измерений, ремонта вагонов и др. В том же, 1971 году открыто отделение "Вагонное хозяйство". Добржанская К.С. для многих преподавателей стала родным и близким человеком, её любили студенты, к ней приезжали благодарные выпускники

   В 1985 году она уходит с должности директора, но техникум не покидает, работает лаборантом вплоть до 1999 года. Награды К.С. Дображанской и документы хранятся в музее техникума. Среди них: Медаль "За доблестный труд" Орден "Знак почёта" Знак "Почётный железнодорожник" и др. С августа 1985 года техникум возглавляет Медведев Михаил Михайлович

   Родился он в хуторе Страховской Новоаннинского района Волгоградской области, в 1938 году. После школы учился в ТУ - 3 г. Волгограда, получил специальность электрослесаря по ремонту и монтажу промышленного электрооборудования. В 1962 году поступил в Волгоградский педагогический институт, факультет истории. По окончании был направлен в Киквидзе, директором средней школы. В 1970 году был переведён директором железнодорожной школы ст. Качалино, активно продвигался по партийной линии. На должности директора Волгоградского техникума железнодорожного транспорта находился до 2000 года. Страна переживала "смутные" перестроечные времена. Кризис, смена власти, экономическая нестабильность, развал СССР - всё это, без сомнения, отразилось и на техникуме. И всё же: в 1988 году открыто отделение "Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути", произведено слияние двух специальностей - "Тепловозное хозяйство" и "Электровозное хозяйство" в одну: "Техническое обслуживание и ремонт тягового подвижного состава". В 1998 году специальность "Вагонное хозяйство" реорганизовано в специальность "Техническое обслуживание, ремонт вагонов и рефрижераторного подвижного состава". В 2000 году Медведев М.М. освобождён от должности директора техникума, переведён на должность преподавателя истории, в 2003 году был уволен по собственному желанию. Имел награды: Знак "За отличные успехи в ССО" Именные часы Знак "Почётный железнодорожник" 2000 год. В летописи истории техникума открывается новая страница. Директором техникума становится Дмитриева Раиса Анатольевна, энергичная, деловая, волевая, профессионал в своём деле, полная решимости превратить обычный техникум, один из многих других, в лучший из лучших

    Дмитриева Р.А. окончила в 1976 году Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работала старшим, а затем главным инженером ст. Татьянка Приволжской железной дороги, преподавателем, заместителем директора профессионально-технического училища №39 г. Волгограда, заместитель директора по учебной работе Волгоградского техникума железнодорожного транспорта и, вот уже более 11 лет - директор ВТЖТ. Под её руководством техникум получил второе рождение: создана современная учебно-материальная база, отвечающая высоким требованиям образовательных стандартов. 2000 год. Открыто отделение подготовки и переподготовки кадров массовых профессий для предприятий железнодорожного транспорта. 2001 год. Отстроен новый пятиэтажный учебный корпус, реконструирован действующий учебный корпус, студенческое общежитие. Поострен учебный полигон.

   Строительство нового пятиэтажного учебного корпуса

   Студенческое общежитие

   Учебный полигон

   Ростовский государственный университет путей сообщения

   Тот же, 2001 год - открыто отделение "Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте". 2002 год - открыто отделение "Электроснабжение на железнодорожном транспорте". 2003 год - открыта специальность "Экономика и бухгалтерский учёт на железнодорожном транспорте". И, самое главное, создан коллектив единомышленников, способный решать любые задачи, которые ставит время. Здесь работают опытные педагоги, преподаватели, мастера своего дела, готовые передавать студентам все свои знания и опыт. Несколько лет подряд техникум занимает высокие позиции (в тройке лучших) в рейтинге железнодорожных техникумов страны, имеет многочисленные награды во всех направлениях работы. Студенты техникума занимают призовые места в областных и региональных олимпиадах, востребованы на предприятиях железнодорожного транспорта. Несомненно, заслуга в этом руководителя учебного заведения Раисы Анатольевны Дмитриевой. Привыкшая работать с полной отдачей сил, она справедливо требует того же и от других. С 1-го апреля 2008 техникум стал филиалом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения".

   Ростовский государственный университет путей сообщения Сегодня ВТЖТ - филиал РГУПС осуществляет подготовку квалифицированных кадров по специальностям: 190304 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Специализации: - 01 Устройство и электрические аппараты электроподвижного состава железных дорог - 02 Устройство и электрические аппараты тепловозов и дизель-поездов - 03 Устройство и электрические аппараты подвижного состава железных дорог (вагоны) 270204 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство 140212 Электроснабжение на железнодорожном транспорте 220204 Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте 080110 Экономика и бухгалтерский учёт на железнодорожном транспорте За время своего существования техникум подготовил и выпустил из своих стен в большую жизнь более 11 000 высококлассных специалистов для предприятий железнодорожного транспорта. Многие из них достигли больших высот в своей профессии. Техникум ими по праву гордится. Обучение в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта - филиале Ростовского государственного университета путей сообщения - это всегда престижно, это надёжно, это интересно!